7 июня 2012 г.

Первая взрослая еда вашего малыша. С чего начать прикорм?

- Мам, я кушать хочу!
- Ах ты моя помощница! Ну не волнуйся, мама уже сама всё покушала. Иди спать!!!

:-)) Так обычно и бывает с детьми до полугода. Что мама покушала - то и малыш покушал )) Потому что до полугода детки питаются исключительно маминым молоком. Ну или смесями, на крайний случай )

Мама кушает фруктики, почитывает журнальчики про правильный прикорм, посматривает на баночки с детским питанием и ждёт-не дождётся, когда же она наконец накормит всем этим свою кроху ) Почему-то нам всегда кажется, что чем больше и разнообразнее будет еда у нашего малыша - тем лучше и тем здоровее он будет у нас. На самом деле не совсем так.

Начинать прикорм раньше 6 месяцев не нужно. Вообще. Хотя есть фирмы, которые делают детское питание и пишут на нём (с 4 месяцев) - это не показатель того, что с 4 месяцев надо кормить вашего ребенка. Неееет )

Кормить надо тогда, когда у ВАШЕГО ребенка есть в этом потребность. Большими буквами пишу ВАШЕГО, потому что у каждого ребенка это время индивидуально. У меня двойняшки - и я вводила прикорм в разное время, так как готовность кушать у деток появилась в разное время.

Как определить, что ваш ребенок готов переходить на взрослое питание?

- ему должно быть не менее 6 месяцев, как я уже писала. Почему "не менее 6 месяцев"? потому что только к этому возрасту, а не раньше, у ребенка созревают ферментативные системы. До этого возраста ребенку за глаза и за уши хватит только маминого молока. Там для него есть все необходимое.
- он может сам сидеть.
- он просит вашу еду, когда вы кушаете (т.е. она вызывает у него интерес)
- он не выталкивает еду языком (т.е.выталкивающий рефлекс угасает, и ребенок в состоянии проглатывать еду, а не только сосать грудь или пустышку)
- ребенок удвоил вес после рождения
- ребенок стал активным и еда ему необходима для дальнейшего правильного развития, он требует больше еды, "виснит" на груди постоянно или просит бутылочку чаще, чем раньше

У кого-то этот период приходится на 6 месяцев, у кого-то на 8, а у кого-то и того позже. И все это - норма! Не надо впихивать еду день в день, когда ребенку исполнилось 6 месяцев ) Наблюдайте за малышом и вы поймете, когда в этом возникла необходимость.

Анекдот вспомнила, в тему )) Про то, что маме всегда виднее КОГДА кормить своего ребенка ))
Одесса. На балкон выходит мама и кричит:
 - Аркаша! Домой!!
 Мальчик поднимает голову и кричит в ответ:
 - Я замёрз?
 - Нет! Ты хочешь кушать!!!

Так. С временем прикорма определились ) Теперь про способ. Их собственно два: обычный (традиционный) и педагогический прикорм (педприкорм).

Сразу скажу - я сторонница традиционного способа введения прикорма. И сейчас, спустя некоторое время я вижу плюсы такого способа - мои детки едят всё, что им кладут на тарелку, у них нет проблем с пищеварением и у меня нет вопросов "чем бы сегодня накормить детей?". Может многие думают, что это особенность детей, а я уверена, что тут всё дело в способе введения питания. Потому что педприкорм, конечно, дает разнообразие, но при этом он и развращает вкус ребенка. Ребенок, который уже попробовал и рыбу и огурцы и даже какие-то вкусности - не будет кушать после этого цветную капусту или брокколи. Ну не будет и все тут. 

Ну да ладно. Это все же вопрос спорный. Я тут пишу только свое мнение, основываясь только на собственном опыте ) Так о чем мы? А! О способах прикорма )

Традиционный способ - это когда мы даем однокомпонентное блюдо в определенной последовательности. Цель такого прикорма - постепенно перевести ребенка от молока на взрослую еду.

Педприкорм - это когда мы даем ребенку пробовать всё со взрослого стола, но в очень и очень малых количествах. Целью такого прикорма является не накормить, а познакомить ребенка в разной едой. Основным питанием в этом случае остается грудное молоко.

И в том и в другом случае у ребенка должен появиться интерес к еде. И соответственно где-то к годику ребенок будет кушать "взрослую"еду.)

Еще раз повторю, что я выбрала для себя традиционный способ введения прикорма, поэтому напишу тут о нём.

Что значит монокомпонентное? Это значит в питании должен быть ОДИН компонент ) Т.е. если это каша, то каша из ОДНОГО злака, а не "5 злаков" или "7 злаков" ) Или если это фруктовое пюре, то пюре из ОДНОГО фрукта, а не смесь персика, яблока и бананчика )

С чего начать?
Я начинала с овощей. Причем с овощей зеленого или белого цвета - это кабачок, брокколи, цветная капуста. Если у ребенка жидкий стул - лучше кабачок отложить на время. Еще хорошо попробовать морковку. И только потом картошку.

Потом я вводила каши. Сначала рисовую, кукурузную и гречневую (они без глютена), потом можно давать пшеничную, овсяную и многозерновую . Каши очень полезны. И если у вашего малыша недобор в весе - тогда можете начать прикорм именно с них. Но опять же повторю - это должны быть монокомпонентные каши. Без досаливаний и досахариваний ) Хотя досаливать можно, в микродозах. А сахарить - лучше не надо. Я сахар до сих пор в кашу не кладу совсем. Если надо подсластить - есть мёд или варенье. К какому вкусу приучите ваших детей - так и им и будет нравиться. Ведь если дома вы кладете сахар в еду, а потом в саду не будут класть сахар - ваш ребенок просто будет голодным в садике. А если вы не будете класть сахар дома, то вашего ребенка будет легче накормить. У него просто вырабатываются другие вкусовые предпочтения, где сахар - не показатель вкусности )

Вместе с кашей можно начать давать печенье. Специально продается детское печенье. Оно не сдобное, легко крошится, им очень сложно подавиться.

Дальше я начала давать мясо. Сначала индейка, потом телятина, курица, говядина, кролик. Свинину - нельзя, она очень жирная и абсолютно не подходит малышам.

Потом рыбу. Лучше морскую.

Фрукты - очень вкусно и полезно. Но только не в начале введения прикорма. Сто раз замечала, что дети, у которых прикорм начался с фруктов потом отказывались от овощей, мяса и каш. И я б на их месте отказалась, т.к.фрукты - это вкусно и сладко.)) И на кой им потом пробовать эти невкусные овощи, когда есть такая вкуснятина как фрукты? )) Формируйте вкус ваших детей. Они должны получать удовольствие от еды. И от овощей в том числе.

Соки. С ними надо быть очень аккуратными и вводить их в меню тогда, когда ваш ребенок уже кушает всё, включая каши, рыбу, мясо и т.д. Сок - это достаточно тяжелый продукт. Он плохо усваивается и его рекомендуют разводить водой даже повзрослевшим деткам, да даже их родителям. Я уж молчу про кроху. Соки очень аллергенны, в них куча сахара. Поэтому соки вводите попозже. Лучше кушать натуральные фрукты.

Масло - конечно, можно. В каши можно положить сливочное масло. В овощи - оливковое масло.

Кисломолочка. Пишу о ней отдельно, но вполне можно начать с нее прикорм. Кисломолочные смеси дают на молочной кухне, можно купить и в магазине.

Твороги, кефир и йогурт - после 8-9 месяцев. Причем обратите внимание на родничок ребенка. Если родничок зарос рано, то все эти продукты можно отложить

Начинать прикорм надо с 1 чайной ложки, потом увеличивать до 2, 4 и так далее. Вы думаете это очень мало? Не. Нормально )) Кормить одной и той же едой лучше одну недельку и только потом пробовать что-то новое. Зачем это надо? Чтобы проверить нет ли аллергии. И если она будет - четко понимать - на какой конкретно продукт и убирать его из меню. Если вы в течении недели будете давать сначала кабачок, назавтра морковку, а через пару дней вашего ребенка вдруг обсыпет аллергией - фиг поймешь на что это его так сыпануло. А если будет что-то одно, то таких вопросов не будет.

Не надо заставлять ребенка доедать эти 2-3 несчастных ложечек еды ) Если он отворачивется - доешьте это пюре сами, дайте ребенку молока и отстаньте от него на пару-тройку дней с едой. Иначе можно отбить всю охоту есть нормально. Чтобы не получилось как в анекдоте:
- Сынок, кушай хлеб!
- Мама, но я не люблю хлеб!
- Сына, надо хлеб кушать!
- А почему?
- Чтобы вырасти большим и сильным, чтобы смог зарабатывать себе на хлеб!
- Мама! Но я не люблю хлеб!
 )))

Лучше кормить в первой половине дня и всегда предлагать молоко. Но обызательно ПОСЛЕ еды.

Банки или еда собственного приготовления?

Я считаю так - если у вас есть свой огород - однозначно готовьте сами. А если огорода нет - тогда только банки, потому что в магазинах продают плохие овощи, фиг знает как выращенные и непойми чем сдобренные. Как правило магазинные овощи вызывают аллергию у малышей, а баночное (качественное) питание проходит контроль качества. И там хоть есть какая-то уверенность, что ребенок не будет есть химию с первых дней. Я покупала баночки Гербер. А вообще читайте этикетки, там все-все написано ) и главное - сроки годности )

Самостоятельно приготовить ребенку еду - проще простого. Варятся овощи (я готовила только в пароварке - и пользы больше, и быстро, и мороки вообще никакой). И потом в блендере смешиваются до кашеобразного состояния. Можно добавить теплого молочка, можно на воде. Чуть подсолить и еда готова. Ребенку надо всегда готовить свежую еду. Поэтому варите овощ из расчета на одну порцию. Ближе к году начинайте разминать еду вилкой, чтобы ребенку попадались кусочки и чтобы он учился жевать. Умение жевать очень важно для правильного формирования челюстного аппарата и для зубов.

Итак, основные правила прикорма:
- вводить его вовремя. И никак не раньше времени.
- вводить прикорм постепенно, не замещайте кормления грудью.
- следите за реакциями ребенка, не ориентируйтесь на ровесников вашего ребенка. Еда - дело индивидуальное.
- обойдитесь без сахара.
- солюдайте интервал в 1 месяц между новыми блюдами (переход от овощей к мясу, к кашам и т.д.)

Что может пригодиться для детской готовки:
- пароварка
-блендер
-соковыжималка
-ниблер

Про ниблер напишу отдельно, потому что он не часто встречается. Я случайно на него наткнулась, и потом была очень рада этому приобретению. 
У меня был вот такой:
 

В общем ниблер - это такая штука с удобной ручкой и сеткой, в которую засовываются фрукты для вашего малыша. Таким образом фрукты и даются на съедение (обсасывание) вашему ребенку ) Ребенок держит ниблер за ручку и высасывает сок из фруктов. Так можно кушать и банан и ягоды. И не волноваться, что ребенок подавится. Очень удобная вещь! ) Кстати, сеточки продаются отдельно. Так что в плане гигиены - всё очень даже продумано )

И вообще. Давайте стараться кормить наших детей полезной едой, пока это в  наших силах. Потому что совсем скоро это будет просто невозможно. Я уже сейчас в шоке от садиковского питания. Там сейчас кормят прям как в анекдоте:
- Папа, а лук полезен?
- Полезен.
- Папа, а сметана полезна?
- Полезна.
- Папа, а купи мне тогда чипсы с луком и сметаной!

И смешно и грустно одновременно. (

Полезной и вкусной еды вашим малышам! :-)

Ваша Prosvetika.

2 коммент. :

  1. Свет, просто замечательно все написано. Я прям со всем полностью согласна! Придерживалась тех же принципов, когда начинала вводить прикорм. У нас ниблер такой же)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ООО! Нимблер - волшебная штукенция ) У меня дети с ним во рту засыпали ))) С десертом во рту ))

      Удалить